Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
25 Апреля
Четверг 2024 год 00:00:00 Время по ведическому летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга 7-я манвантара Эпоха Ману Вайвасваты кальпа вепря первый день 51 года великого Перво-Бога-Творца |
||
Ошибки на Пути Учения
Свами Вишнудевананда Гири
Ошибки на пути
«Тщательно изучи, в чем заключается твоя практика, каковы ее ступени и признаки реализации, разберись, какие можно совершить ошибки на этом пути, как их избежать и каковы методы их устранения, если они допущены».
Комментарий:
Ошибки на пути Учения подразделяются на:
-
ошибки (бхранти),
-
иллюзии и обольщения (ложные знания).
Все эти ошибки совершаются неопытными садху и создают множество неблагоприятных кармических результатов, созревающих уже в этой жизни. Следует избегать их совершения насколько возможно.
Ошибки бывают в отношении Основы, Пути (включающие ошибки в отношении Прибежища (Гуру, Дхармы и сангхи) и отца и матери), Плода, а также в отношении праны.
Ошибка в Основе
Ошибка в отношении Основы – это не понимать сущность Брахмана и его качества: Сат-Чит-Ананда (где «Сат» есть пустотная сущность Абсолюта, «Чит» есть его способность проявлять свою природу как эманации сознания, «Ананда» есть его энергия), нитья (вечность, вневременность), парипурна (абсолютная полнота).
К ошибкам в Основе также относятся непонимание разницы между Брахманом, Абсолютом и его манифестациями, Пракрити, между Ишварой и дживой, майей и авидьей.
Ошибка в отношении Пути
Означает не понимать сути воззрения (джняна), медитации, созерцания (дхьяна) и поведения (крийя), не видеть между ними разницы или путать их.
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ВОЗЗРЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
путать основу, путь и плод,
-
не понимать духа недвойственного воззрения за пределами ума и понятий,
-
занимать точку зрения крайних взглядов нигилизма (негативного отрицания всего под предлогом Пустоты) и этернализма (слепой веры в реальность мира и «я»),
-
не иметь понимания Сахаджьи, естественного Ума,
-
путать воззрение с поведением, относительное с абсолютным,
-
путать метод с мудростью,
-
путать усилие и безусильность, деяние и недеяние,
-
ложно изучать и толковать тексты (т.е. изучать тексты на уровне ума).
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ МЕДИТАЦИИ (ОСОЗНАВАНИЯ)
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
не знать сути трех главных правил (шравана, манана, нидидхьясана),
-
не понимать принципа естественного состояния (Сахаджьи), обнаженного осознавания вне ума и понятий (аманаска), т.е. не знать, в какое состояние направлять ум,
-
терять единую самайю созерцания, т.е. допускать отвлечения и не бороться с ними,
-
допускать шесть главных ошибок в отношении созерцания:
-
терять действие в воззрении,
-
терять действие в осознавании,
-
терять осознавание в действии,
-
терять осознавание в воззрении,
-
терять воззрение в действии,
-
терять воззрение в осознавании,
-
медитируя, не устранять расплывание и возбужденность в медитации,
-
не уметь применять искусные средства, углубляющие созерцание, такие как санкальпы и крийи,
-
«замораживать» чувства, т.е.созерцая, не уметь объединяться в интеграции с переживаниями,
-
созерцая, стремиться пребывать исключительно в безмыслии,
-
стремиться к непроявленной Пустоте,
-
основывать созерцание на мыслях,
-
не понимать стадии развития созерцания (учение о шестнадцати стадиях нарастания Луны внутреннего осознавания),
-
медитируя, увлекаться дхьянами в ущерб созерцанию,
-
созерцать, не проверяя себя по текстам и наставления коренного Гуру.
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
не знать, как реально применять Учение на практике,
-
путать разные стадии поведения, например, находясь на стадии «голубки» или «оленя»,пытаться действовать как «лев» или «собака-свинья»,
-
нарушать обеты самайи, а нарушив, не очищать их раскаянием,
-
нарушать взятые обеты Винаи (для монахов) и малые тантрийские обеты – ответвления, связанные с конкретными обязательствами перед божествами, и не очищать их,
-
разглашать тайные методы практики непосвященным, не имеющим самайной связи, что вызывает недовольство учителей (видьядхаров) и охранителей Учения (дхармапалов),
-
разглашать свои опыты раньше времени или когда нет благословения (что ведет к их утрате),
-
не соблюдать этику в отношении Прибежища (Трех Сокровищ),
-
ошибки в отношении кармически значимых объектов (Ишта-деваты, Прибежища, отца и матери).
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ПРИБЕЖИЩА
Общая ошибка в отношении Прибежища – это непочитание Прибежища как божественной драгоценности, исполняющей желания и дарующей все достижения.
Ошибки Прибежища совершаются в отношении Гуру, Дхармы и сангхи.
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ГУРУ
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
слабая вера, сомнения и колебания и непрояснение их,
-
нечистое видение, т.е. мирское или оценочное восприятие Гуру,
-
невыполнение данных обязательств, обетов, клятв,
-
невыполнение наставлений по методам практики,
-
нарушение правил общепринятой этики при общении,
-
непосредственное следование сразу нескольким Учителям на стадии «оленя» и выше,
-
совершать оскорбления (апарадха) в отношении священных объектов (что ведет к накоплению папас – греховных кармических реакций, ухудшающих жизненную силу и вызывающих препятствия от демонов).
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ОСВОБОЖДАЮЩЕЙ ДХАРМЫ
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
неверие в освобождающую и спасительную силу Дхармы, сомнения в ней, ее источниках,
-
непочитание Дхармы как волшебной драгоценности, приравнивание ее к обычным светским или колдовским учениям,
-
слабое знание Дхармы и нежелание ее серьезно изучать, когда уже стал ее последователем, т.е. невладение ее базовой философией, методологией, непонимание ее главных терминов Основы, Пути, Плода, Медитации, Воззрения, Поведения, разделов, методов и принципов,
-
неприменение Дхармы в повседневной жизни,
-
превратное толкование взглядов, методов Учения, расходящееся с мнением ачарьев (источников-основателей), видьядхаров – держателей и хранителей Учения, уполномоченных Учителей и учеников, монахов, (несоблюдение чистоты линии передачи, самайи Учения),
-
раскрытие тайных методов без благословения и понимания, кому и когда как следует их раскрывать и кому и когда это запрещено,
-
эгоистичная практика Дхармы ради выгоды, славы и богатства,
-
несоблюдение взятых обязательств, обетов, клятв, или неправильное их самовольное снятие (без благословений или ритуалов),
-
смешивание с другими учениями,
-
выбор неправильной стратегии в практике.
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ДРАГОЦЕННОЙ СВЯТОЙ САНГХИ
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ТАКОВЫ:
-
непочитание святой Сангхи как волшебной драгоценности, исполняющей желания и дарующей Освобождение,
-
отсутствие веры в сангху как в божественную мандалу, часть Прибежища,
-
нечистое, мирское обыденное видение сангхи и ее членов,
-
внесение своим поведением, словами раздора, раскола в сангху, приводящее к разрушению веры других и утрате самайи,
-
неуважение этики, принципов и законов, по которым живет сангха, когда уже стал ее членом,
-
жизнь в сангхе без веры и самайи, т.е. жизнь в сангхе ради эгоистичной выгоды, с мирской мотивацией, мирскими планами, вне пути Освобождения (например, жить в сангхе ради крова, пропитания, развлечения, не стремясь познать святое Учение, следовать Дхарме, искать путь к Пробуждению и помощи другим),
-
использование святой сангхи и ее возможностей ради реализации своих личных, эгоистичных планов и целей, далеких от пути Освобождения и изучения Учения,
-
обсуждение внутренних дел сангхи с теми, кто не делит самайю, не уважает ее святых, ее Дхарму и саму сангху,
-
допущение в мандалу сангхи недостойных, неверящих, неискренних, неспособных блюсти этику и самайю,
-
принесение вреда сангхе своими необдуманными действиями или словами,
-
пренебрежение интересами сангхи ради личной выгоды,
-
критика других садху – членов сангхи, вместо исправления и усмирения своего ума.
ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ОТЦА И МАТЕРИ
Ошибкой в отношении отца и матери является совершать их оскорбления, вызывать дисгармонию, говорить с ними агрессивно или злобно.
Ошибка в отношении Плода
Ошибка в отношении плода означает не иметь понятия о конечной точке своего пути, т.е. не знать, что конечной стадией на пути являются:
-
два вида лайи (растворения): растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана-лайя-чинтана) и растворение пяти элементов тела (панчабхута-лайя-чинтана),
-
обретение четырех видов Освобождения (салокья, сарупья, самипья и саюджья),
-
осознание и очищение трех измерений: материального (вишва), астрального (тайджаса) и каузального (праджня),
-
обретение трех просветленных тел: тела пустотной мудрости (Джняна-деха), божественного иллюзорного тела (Пранава-деха) и совершенного проявленного тела (Сиддха-деха),
-
обретение трех полных свобод – тела, речи (праны) и ума, т.е. когда эти три измерения проявляются без ограничений,
-
достижение седьмой земли мудрости (джняна-бхуми), состояния трансцендентности (турьяга),
-
достижение шестнадцатой стадии (кала) нарастания Луны внутреннего осознавания – состояния божественного игрока, Брахмы-Творца, создающего новую вселенную, обладающего пятью главными силами:
-
силой божественной мудрости (джняна-шакти),
-
божественной свободы (сватантрия-шакти),
-
божественной воли (иччха-шакти),
-
божественной власти (айшварья-шакти),
-
божественного действия (крийя-шакти) пяти видов, т.е. способности:
-
творить (сришти),
-
поддерживать (стхити),
-
разрушать (самхара),
-
сокрывать божественность (тиродхана),
-
проявлять ее (Ануграха).
Ошибки в отношении праны
ОБЩИЕ ОШИБКИ В ОТНОШЕНИИ ПРАНЫ:
-
неумение очищать и контролировать каналы, чакры и пять главных ветров,
-
неумение поддерживать в гармонии три сущности (оджас, теджас и прану),
-
неумение заземлять свою энергию и устранять дисбаланс элементов, возникающий вследствие этого,
-
неправильное использование жизненной силы (энергии) соблюдающими целибат (брахмачарью) (для монахов), ведущее к застою праны,
-
неправильное использование энергии в супружеских отношениях (для женатых мирян), ведущее к потере энергии и жизненных субстанций, включает:
-
неумение соблюдать самайю в отношениях,
-
неумение сублимировать энергию, работая с ветрами и каналами, единством блаженства и пустоты, и сохранять ее, избегая потерь,
-
неумение поддерживать самйогу, созерцание подобное пространству, и чистое видение (дивья-бхаву),
-
неумение распознавать пустотную суть желания (кама-таттва) и освобождать его силой присутствующей осознанности по возникновении,
-
неумение в общем накапливать и сохранять жизненную силу,
-
неумение извлекать жизненную силу из окружающей природы (звезд, стихий),
-
неправильная работа с клешами, включающая в себя:
-
неумение освобождать нечистые эмоции, мысли и переживания в пустотном осознавании Сахаджьи,
-
потакание клешам, вместо их очищения,
-
подавление клеш, вместо самоосвобождения через понимание их пустотности,
-
неправильная сублимация клеш (т.е. когда самйога (равновесие ума и праны) не достигается, и прана не наполняет центральный канал),
-
неправильная опора на клеши (т.е. попытка делать клеши мудростью, когда нет на это благословения деват и умения).
Оскорбления (апарадха)
ОСКОРБЛЕНИЯ (АПАРАДХИ) ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:
-
пренебрежение Прибежищем, Тремя Сокровищами (Гуру, Дхарма, сангха),
-
нарушение самайных обетов,
-
оскорбление святых, садху, монахов и учеников-мирян,
-
внесение раздоров в сангху,
-
оскорбление божеств и духов.
Всеми силами, идя по пути, йог должен избегать совершения оскорблений святых и тех , кто его выше по духовному уровню, священных объектов, других садху, поскольку это отвращает и делает недейственными благословения богов и сиддхов, отбирает все ранее накопленные заслуги, закрывает Путь, ведет к болезням, сокращает жизненную силу, делает йога уязвимым к воздействию мар и злых планет и, в конечном счете, ведет к дурным перерождениям, превращению бхутом (духом-привидением) или брахма-ракшасом (духом падшего йога).
Иллюзии
Иллюзии – это впадение в заблуждение, неверное понимание в процессе конкретной практики из-за недостатка опыта.
ИЛЛЮЗИИ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:
-
обольщение блаженством (ананда), ясностью (вивека) и пустотностью (шунья),
-
неправильное определение своего духовного уровня, статуса. Например, когда йогин с качествами связанного (пашу), думает, что он духовный герой (вира) или божественный (дивья), и пытается сразу делать методы, которые делают они. Или когда тот, кто созерцает, находясь на стадии «Передача» или «Зачатие», думает, что он достиг стадии «Рождение». Подобные иллюзии трудно устранить без проверки и личных устных наставлений коренного Гуру.
-
также иллюзия есть обольщение сиддхами (сверхсилами) и привязанность к ним,
-
неверное толкование мистических опытов, когда не распознается пустотная основа пяти оболочек (кош),
-
переоценка своих способностей к самоосвобождающей игре (лиле) с различными «трудными» энергиями, когда человек берется выполнять суровую аскезу, усмирять демонов или опираться на клеши, считая свои способности великими, а это не так,
-
впадение в «ущелье двойственных мыслей»,т.е. придание мыслям и понятиям большого значения.
Мауна ашрам: махант ашрама:
свамини Сатья Теджаси Гири
+38 068-503-27-07,
maunaashram.trimurti@gmail.com